Урок 10 – Финальный

img006Уважаемые участники! Это последний урок нашего краткого коллективного курса по основам журналистики. Спасибо всем, кто читал уроки. Отдельная благодарность Екатерине и Руфине, которые записались на индивидуальный курс.

Все участники могут заказать получение сертификата. Для этого необходимо оплатить членский взнос в размере 1 тысяча рублей. Сертификат будет выслан заказным письмом. Сообщите свои ФИО и почтовый адрес с индексом на mediator-kz@mail.ru Оплату нужно перевести на Яндекс-кошелек 41001998509243 Это можно сделать через любой терминал, стоящий в крупном магазине. Выбираете «электронные деньги», затем «Яндекс-деньги», вводите номер кошелька, вносите сумму и всё. Если у Вас возникнут какие-то трудности, есть и другие способы оплаты.

***

В уроках нашего курса мы неоднократно говорили о мультимедийной журналистике. Я рекомендую Вам оттачивать не только мастерство по написанию текстов, но и учиться работать с графикой, аудио, видео. Будет очень хорошо, если Вы научитесь уверенно пользоваться компьютерными программами, с помощью которых можно сделать инфографику, смонтировать видео. Создание сайтов и их администрирование, продвижение в социальных сетях – эти навыки также могут пригодиться современному работнику СМИ.

Медиа-тренеры говорят, что мультимедийная журналистика — это очень сложно и подходит далеко не всем. Это напоминает позицию журналиста-профи, который говорит: «Журналистика – это очень сложно, для этого нужно иметь дар, нужно в совершенстве владеть словом, получить профильное образование, а то что написал начинающий журналист в своей районной газете – это вообще не статья, а школьное сочинение…» Лично мне нравится подход талантливого скульптора, который говорит: «Вылепить что-то – это очень просто, возьмите гипс, возьмите глину, сделайте так и так, и вот Вы видите, что у Вас уже получилось!!! Да, это еще не произведение искусства, но уже очень даже неплохо!». Не сомневайтесь, пробуйте, совершенствуйтесь!

На всякий случай должен Вас предупредить о недопустимости плагиата. Плагиат, как Вы знаете, это присвоение чужого произведения, научного труда и т.д. В нашем случае это использование чужих текстов и выдача их за свои материалы. И хотя простая логика может подсказывать, что ничего плохого нет в том, чтобы использовать какие-то данные, цитаты и выдержки из публикаций коллег, мы должны признать, что так поступать не принято и нежелательно. Многие журналисты очень серьезно относятся к защите авторских прав. Возможно, они правы и паразитировать на чужом труде – не красиво. Но как может принадлежать журналисту информация о количестве построенных детских садов или реплика чиновника? Но спорить с общепринятым мнение не буду. Плагиат – недопустим и точка.

Вы должны понимать, что в редакции работают не глупые люди и, используя простые программы и специальные сервисы в интернете, они могут легко проверить Вашу статью на уникальность текста. Одна из таких программ – Advego Plagiatus. Простая, бесплатная, Вы без труда сможете её найти в интернете. Установив её себе на компьютер, Вы можете тестировать тексты, выясняя процент уникальности того или иного текста и находить сайты, на которых информация продублирована.

Кратко пробежимся по терминам и понятиям, которые возможно Вам уже знакомы.

Лид – это первый абзац журналистского материала. Его цель захватить внимание читателя. Он выделяется более жирным цветом. Но сам лид не должен давать ответы на все вопросы, его цель – привлечь внимание и проинформировать о чём пойдет речь в тексте.

Инфографика – это графический способ передачи информации. Как правило, в инфографике сочетаются изображения и цифры, плюс краткий текст.

Газетный день – последний перед тем как тираж газеты будет напечатан в типографии. Это самый напряженный рабочий день, в редакции работа кипит – делается окончательная верстка номера, ставятся последние новости и т.д.

Полоса (газетная полоса) – это тоже что страница в книге. В редакции не говорят – третья страница газеты или последняя страница, а говорят исключительно – третья полоса, последняя полоса.

Фотокорреспондент. Конечно же, Вы знаете кто это. Это человек на отдельной должности, который отвечает за фотоматериалы. В то время, когда журналист на мероприятии судорожно строчит какие-то записи в блокноте или часами расшифровывает записи с диктофона, фотокорреспондент просто с видом талантливого художника делает серию снимков и с чувством выполненного долга уходит в редакцию.

В самом начале своей работы в журналистике я не понимал – зачем он вообще нужен (этот фотокор), ведь снимок может сделать и сам корреспондент. Но я был не совсем прав. Ведь сейчас журналистика диктует строгие правила и требует качественных фотосюжетов. Если это возложение цветов к памятнику, то, например, нужен именно мэр который уже нагнулся и возлагает цветы. Если это завод по выплавке металла, то необходим рабочий, который трудится возле искрящейся раскаленной печи.

Журналист и без того занят на мероприятии – он слушает, смотрит, записывает, задаёт вопросы. Далеко не всегда он сможет сам сделать качественный снимок. Но Вам я рекомендую осваивать фотодело. Сейчас можно приобрести хорошую фотокамеру за относительно небольшую сумму, почитать информацию в интернете, поэкспериментировать с сюжетами. Всё это Вам пригодится в будущем в любом случае – будете ли Вы работать журналистом, решите ли Вы стать фотокорреспондентом или просто захотите качественно на фото запечатлеть своё путешествие.

Кстати, на фотографии, которая станет иллюстрацией к журналистскому материалу, обязательно должен быть человек. Это неписаное правило. Даже если это статья о конезаводе, на фото должен быть на фоне лошадей – директор этого предприятия или наездник. Если это материал, например, о производстве молочной продукции, недостаточно просто сфотографировать бутылки с продуктом, обязательно нужен человек с напитком в стакане или рабочий на фоне произведенной продукции.

Правило. Во время подготовки текста следите за тем, чтобы между словами был только один пробел. Второй момент, о котором не следует забывать – в подготовленной статье не должно быть «красных строк» у абзацев. Никаких лишних отступлений и пробелов. Это важно, поскольку облегчает работу при верстке газеты.

Печатные издания в данное время верстаются в большинстве случаев в компьютерной программе Adobe Design. Если Вы освоите эту программу, то обрететё новую специальность верстальщика (вдруг пригодится) и в любом случае станете более ценным для редакции, в которой работаете.

В завершении я хочу порекомендовать Вам посмотреть следующее видео. Оно не относится на прямую к  журналистике, но Вы должны понимать в каком мире мы будем  жить через энное количество лет, подумайте о том какой будет  журналистика в будущем. Завтра это будет нечто большее, чем просто текст статьи и фото-иллюстрация к нему.

Отзыв о нашем курсе Вы можете написать в комментариях на этой странице.

Удачи Вам и всего самого наилучшего!

С уважением, журналист, собкор «Делового Казахстана», президент ОО «МЦРР» Сергей Барановский

Урок 9. Блогинг

блогинг

Я вновь хочу Вам напомнить, что стать хорошим журналистом и писать качественные журналистские материалы можно только «набив руку» на практике.
Поэтому я предлагаю Вам вести свой блог.

Блог – это интернет-дневник. Вы делитесь своими мыслями в интернете, пишите и публикуете свои статьи и заметки. Пользователи интернета их читают, оставляют свои комментарии (если Вы не отключили эту функцию). Как правило, в блог размещаются короткие записи, плюс мультимедиа (изображения, звук, видео).
Человек, ведущий свой блог, именуется блогером. Все блоги в интернете – это блогосфера. А всё это нехитрое занятие, на которое уже «подсели» миллионы людей во всем мире, называется блогингом.

Можно конечно выкупить свой домен, повозиться с хостингом и разработкой сайта и вести на нём свой блог. Но таким образом Вы лишаете себя возможности участвовать в дискуссиях с другими блогерами, и у Вас далеко не сразу будет большое количество читателей. Гораздо лучше создать блог на какой-то платформе, на которой уже «промышляют» такие же блогеры как Вы.

Популярным сайтом для создания блогов является Live Journal (Живой Журнал, или ЖЖ). Но Вы можете выбрать любой устраивающий Вас вариант.

Зачем это нужно? Во-первых, Вы будете оттачивать свои навыки. Во-вторых, это довольно увлекательное дело – вести свой блог – и поэтому интерес к журналистике у Вас будет только расти. Ну и, в-третьих, многие журналисты, общественники и политики ведут свои блоги и значит зачем то он им нужен 🙂 (высказать свои мысли, «выпустить пар», поднять свой имидж и популярность, другие мотивы).

Правило. Блог – это конечно не средство массовой информации, но и здесь при написании текстов нужно проявлять аккуратность, избегать неконструктивной критики, оскорбительных высказываний или, например, призывов к насилию. За злостное нарушение действующего законодательства к ответу могут призвать не только острого на язык журналиста, но и «распоясавшегося» блогера.

Урок 8. Пресс-клиппинг

книгаПроработав 10 лет в журналистике, не так давно я встретил в умных книгах новое для себя понятие – «пресс-клиппинг». Как оказалось, это всего лишь иностранный термин, который можно было бы смело заменить на «подборка статей по теме».

Итак, пресс-клиппинг – это подбор публикаций за определенный период времени, в которых упоминается какая-то организация или, например, политик, освещается конкретное мероприятие или тема.

Приведу примеры. У Вас есть своя организация, предположим, это завод по производству растительного масла. Неплохо было бы сделать пресс-клиппинг, в который собрать все упоминания о Вашей компании — будь то реклама в СМИ, статьи о предприятии или интервью, которое Вы дали какому-то изданию. Как правило, это оригиналы или копии статей, красиво оформленные в папке. Нужно сделать к каждому материалу подпись, в которой указать издание и дату выхода статьи. Другой пример: Вы PR-менеджер и провели большую работу по продвижению вашей компании, повышению узнаваемости бренда и т.д.. Нужно сделать пресс-клиппинг, который Вы покажите шефу или заказчику, а также при удобном случае будете демонстрировать партнерам, клиентам или журналистам.

В век цифровых технологий ограничиться только бумажным носителем нельзя. Сделайте электронный пресс-клиппинг. Его можно выслать по электронной почте или разместить на корпоративном сайте. Здесь вариантов может быть великое множество в зависимости от того какими компьютерными программами Вы владеете или какие можете освоить при необходимости. Самые простые варианты – сканеры публикаций в отдельной папке, сканеры в WORDовском документе или презентация Microsoft PowerPoint. Я только учусь делать приличные пресс-клиппинги, и однажды сделал вот такой для промежуточного творческого отчета.

Скачайте по одной из этих ссылок:
https://yadi.sk/d/MW9lWMPubEKQ6

https://yadi.sk/d/NuIdLl-RbENFa (в архиве)

Это далеко не лучший вариант (не очень качественные сканеры статей, но это просто пример).

Правило. Идите в ногу со временем. Читайте книги, статьи, посещайте сайты по интересующим Вас темам. Используйте новые, передовые подходы. Вы должны сами протестировать тот или иной способ или метод и уже сознательно принять решение – помогает это Вам в работе или это бессмысленная современная тенденция.

Урок 7. Заголовки

1

Написать хороший заголовок – это и талант, и приобретенный опыт после написания десятков и даже сотен заголовков. Хороший заголовок любят редакторы. Хороший заголовок привлекает внимание читателя. Написать броское название к интересной статье на какую-то яркую тему – полдела, а вот придумать приемлемый заголовок к очередному «круглому столу», бессмысленному семинару или бестолковой инициативе чиновника – это уже искусство.

Есть два основных вида заголовков – те, что используются в газетах и те, которые хорошо подходят для сайтов. Называют их номинативные и предикативные. Придется выучить эти два хитрых слова, чтобы потом при случае можно было их применить, продемонстрировав, что в журналистике Вы «давно, всерьез и надолго». Номинативные – это те, что более всего подходят для печатных изданий и состоят из двух-трех слов. Это художественные заголовки, например, «Не пойман – не вор», «Горожане против» или «Судьба героя». Предикативные заголовки – это полные предложения, они хороши для интернета (информационное агентство, сайт и т.д.). Примеры предикативных заголовков – «В Москву прибыл президент Белоруссии», «В Алматы построен дворец спорта» или «Андрей Кудрешов одержал победу над итальянским боксером».

На семинарах по журналистике заголовки часто сравнивают с вывеской на магазине. Их цель – привлечь внимание и сообщить о товаре (в нашем случае, о чем говорится в статье). Если заголовок не соответствует содержанию, происходит фактически обман читателя, он теряет доверие и уважение к изданию. Этого нужно избегать.

Я использую следующий метод. Во время написания статьи выписываю ключевые слова, отталкиваясь от которых буду придумывать заголовок. Например, «аграрии», «кредит», «развитие»… Потом среди нескольких придуманных вариантов выбираю подходящий, допустим, «Кредит на развитие» или «Аграриям нужен кредит». Как называются такие заголовки? Правильно, номинативные. А для информационного портала мы напишем совсем по другому – «Аграрии подняли вопрос о недоступности кредитования». Это предикативные заголовки.

Очень часто встречаются заголовки, модифицирующие устойчивые выражения. Мне такие заголовки нравятся. Берется цитата, фразеологизм или известная реплика и с умом преобразуется, чтобы подходила для нашей статьи. Например, «Утром — деньги, вечером — зачет» — статья о коррупции в университете, обыгрывается фраза из книги и одноименного фильма «Двенадцать стульев» — «Утром — деньги, вечером — стулья».

Есть еще такая разновидность заголовков, которая построена на парадоксе, объединении не сочетаемых слов. Например, «Успешная бедность» или « Зрелое детство».

Когда уж совсем ничего путевого невозможно придумать, журналисты используют общие, универсальные заголовки. Например, «Они друзей не предают» — про служебных собак, хотя в статье идет речь о кинологах и дрессировках, а не о преданности четвероногих друзей. Или «Большая вода» — о потопе, прорыве плотины, затяжном дожде и так далее.

С уважением, Б.С.В.

Урок 6 — Мультимедийная журналистика

мультимедийная журналистикаЧто такое мультимедийная журналистика – модный тренд или уникальная возможность продвинуть свой сайт, поднять рейтинг СМИ, повысить свои профессиональные навыки и завладеть вниманием аудитории? Давайте разбираться.

В своём интервью известный российский тренер по мультимедийной журналистике Оксана Силантьева говорит, что «это определенный способ представления журналистского материала. Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея, проблема. Мультимедийная журналистика в этом понимании встает в один ряд с телевизионнной, радио и газетной журналистикой».

Вы уже видели видео об универсальном журналисте, в котором демонстрируется как слаженно работает мультимедийная редакция, используются разные форматы для подачи материала – и текст, и видео, и фото, и карикатуры. Похоже, что это вызов современного времени. В редакциях сегодняшнего и завтрашнего дня работают уже не только журналисты, редактор, корректор, верстальщик и фотокорреспондент. Теперь требуется веб-дизайнер, сотрудники, которые работают с видео/аудио материалами, художник и многие другие.

Вы не должны быть универсальным журналистом, умеющим делать всё – и писать тексты, и снимать видео и делать инфографику. Но знать об этом в общих чертах просто необходимо. К тому же если Вы освоите изготовление инфографики и приобретете другие полезные навыки – Вам это, безусловно, пригодится в будущем.

Итак, приведем пример мультимедийной журналистики. Предположим, у Вас есть свой информационный портал или Вы работаете в нем редактором. Вы выбираете тему для мультимедийного воплощения, например, беременность и роды. Тогда в ход у нас пойдут:
• статьи на эту тему
• соответствующие фото
• анонс публикаций на страницах ваших социальных сетей (фэйсбук, мой мир, другие)
• интерактивная карта, на которой отмечены все роддома, поликлиники и частные клиники города. Интерактив заключается в том, что кликнув по тому или иному медицинскому учреждению Вы переходите на страницу с их контактными данными и другой полезной информацией.
• берете интервью у главврача городского перинатального центра, выкладываете это видео на свой сайт
• используете инфографику, чтобы показать статистику
• и так далее и тому подобное

Но не забывайте, что цель заключается не в том, чтобы использовать максимум разного-всякого. Смысл заключается в том, чтобы как можно лучше передать ту или иную информацию, более удобно её подать для читателя/посетителя вашего портала.

Чтобы делать инфографику не обязательно владеть в совершенстве графическими компьютерными программами. Вполне можно обходиться специальными сервисами в интернете. Например, сайт https://infogr.am создан специально для этой цели. Он англоязычный, но разобраться в нем можно и без знания иностранного языка.

Для создания видеоинфографики тоже есть специальные сайты, например, этот – http://www.powtoon.com

Посмотрите видео на тему нашего урока:

На сегодня всё 🙂

Контрольные задания:

Пожалуйста, письменно ответьте на вопросы:

1. Какие знания я хочу получить от этого дистанционного курса?

2. Как Вы видите себя в журналистике? Планируете ли Вы работать в редакции, зарабатывать деньги написанием текстов и т.д.?

Разместите Ваши ответы на этой странице http://xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/voprosy-dlya-uchastnikov-kursa-23-noyabrya-2014-g/

Спасибо!